Легенды Лувеньгского края

Автор Мария Галкина
Село Лувеньга расположено в 15 км от города Кандалакши по автодороге Кандалакша – Умба на берегу Кандалакшского залива Белого моря.
«Лувае»- с саамского «встряхнуть»
В 1542 году настоятель Соловецкого монастыря Досифей сообщает
в поморской летописи: «… было великое трясение в трёх погостах:
в Керети, Ковде и Кандалакше и до Умбы вёрст на 300 и боле горы
и леса тряслись». Таким образом, Лувеньгские тундры - Встряхивающиеся тундры, река Лувеньга - Встряхивающаяся река. Но название она, вероятно, получила по тундрам, а, может быть, и тундры по реке. Суть не в том, что раньше, что позже назвали. Главное - засвидетельствовали явление природы, показав еще раз наблюдательность саамов.

Кстати, подземные толчки наблюдались в здешних местах до и после «великого трясения». Эти знания помогают смотреть нам на окружающий мир другими глазами, глубже узнать историю края, в котором мы живем.

Как тоня – сезонное поселение поморов для рыбного промысла – Лувеньга известна с XVI века.

Здесь же длительное время действовала соляная варница Кандалакшского монастыря.

В писцовой книге 1611 года сказано: «В речке в Лувонге на устье тонишко Лувонга… За монастырём же по морскому берегу… варница в Лувенской губе на наволоке (мысу), варница в Лувенской же губе в кути» (в окончании залива).

Царь Фёдор Иванович жалованной грамотой от 24 января 1592 года освободил Кандалакшский монастырь от взимания государственных пошлин «с соляных 4 варниц, с рыбных ловоль с 5 тонь да с речки Лувенги»

По реке Лувеньге к варницам сплавляли дровяной лес. Усолье не испытывало недостатка в топливе, устойчиво работало более 130 лет.

По описи 1712 года при Лувеньгской варнице стояли две избы «для приходных работных людей, а приходит в то их усолье работать – дров сечь и соль варить кандалакшские крестьяне и иных волостей всякие люди из найму». Но вследствие конкуренции на рынке дешёвой соли-пермянки производство соли-морянки становилось всё менее выгодным делом. В 1724 году Лувеньгское усолье уже пустовало.

Спустя 200 лет началось возрождение края. В 1924 году в устье необжитой лесной реки появился небольшой рыбацкий колхоз "Моряк". В районе нынешней Лувеньги велись лесоразработки и древесина сплавлялась по реке. К этому времени относится создание постоянного поселка. Начало ему положило общежитие лесорубов, потом появились другие бараки. В 1934 году в Лувеньге уже проживало 15 семей на постоянной основе
Арт -объекты
В 2019 году в селе Лувеньга Кандалакшского района появились новые арт-объекты, изготовленные и подаренные селу художником Мыздриковым Валентином и его учеником Галкиным Артёмом.
При въезде в Лувеньгу жителей и гостей села встречает "Поморка" , которая стала первым объектом. На разрезе камня высотой более метра вырезана женщина-поморка, стоящая на берегу моря, в котором плещутся рыбы, а рядом с ней парит чайка.

Страна незаходящего солнца
Так назвал художник эту работу, которая создана в той же технике - резьба по камню. На ней изображены и олень, и помор с рыбой в сопровождении верной собаки. Находится у моста через речку Лувеньга по дороге на песчаный пляж.

Популярные среди рыбаков соревнования по ловле рыбы с лодок на спиннинг «Беломорская тресочка» проходят в июле вблизи устья реки Лувеньга . Среди рыбаков уже прижилась традиция обойти камень три раза по часовой стрелке и попросить хороший и крупный улов. А туристы просто любят фотографироваться у камня.

Песчаный берег излюбленное место отдыха в летнее время. Лучше купаться во время прилива, тогда вода теплее.

С пляжа открывается завораживающий вид на горный массив - Лувеньгские Тундры, на вершинах которых даже в жаркое лето сохраняются снежные языки.

Заповедные острова
Все острова около Лувеньги входят в территорию Кандалакшского заповедника. Высадка на них запрещена, т.к. на островах гнездятся тысячи птиц.

ЭКОДОМ "KELOHOUSE" находится в месте, где река впадает в Белое море.

И предлагает своим гостям в теплое время прогулки по воде на каяках и сапах.

Лётчик-истребитель
Алексей Иванович Ленков
В 1941 году окончил военное лётное училище. В годы Великой Отечественной войны он воевал на Карельском фронте в 152-ом истребительном авиационном полку. В 1942 году был награждён Орденом Красного Знамени.

В этом году при помощи Кандалакшского патриотического объединения «Поиск» найден журнал боевых действий того самого 152-го полка.

Запись в журнале от 10 апреля 43-го года рисует картину трагедии, развернувшейся в небе. Около 9 часов утра восемь самолётов «Харрикейн» под руководством майора Кириллова вышли на перехват противника в район Кандалакши. Одна машина сразу вернулась на аэродром — были проблемы с шасси. Оставшиеся семь пошли в лобовую атаку с 12-ю «мессершмиттами» (немецкий самолёт МЕ109-ф). Бой длился 15 минут. В этом сражении был сбит и погиб лейтенант Алексей Ленков.
Памятный знак на месте разгрома партизанами карательного отряда интервентов в 1919 году
Во время гражданской войны интервенты контролировали этот район, не позволяя ни финнам, ни большевикам взять его под свой контроль. Тогда в Лувеньге был организован красный (большевицкий) партизанский отряд.

На уничтожение партизан был отправлен английский карательный отряд. Кто-то из своих передал весточку в Лувеньгу о прибытии карательной экспедиции, и партизаны на берегу устроили засаду. 23 сентября 1919 года на берегу залива партизаны из засады открыли огонь по интервентам. В ходе скоротечного боя их потери составили 12 солдат из 60-ти прибывших.

Вблизи села Лувеньга находится памятник древности - Окатьева гора
Вблизи села Лувеньга находится памятник древности - Окатьева гора. Гора Окатьева имеет столообразную форму - к окружающим низинам круто обрываются высокие плоские плато. Поверхность плато покрыта голыми каменными россыпями, обломками скал, рассечена глубокими ущельями и долинами.

Добраться до Окатьевой горы можно пешком от села Лувеньги.

Правильнее было бы называть эту гору Акатьева. В переводе с саамского языка «Акка» означает женское божество, Матерь Божья, Великая Богиня, Прародительница.

Между Окатьевской и Домашними тундрами расположено ущелье "Железные ворота", представляющее собой каменный коридор длиной примерно 150 метров. Древние саамы были уверены в том, что ущелье - символ женского начала - является местом обитания Великой Богини. Здесь совершались таинства и обряды. И сейчас туристы приходят в ущелье и загадывают желания, в особенности с просьбой о даровании детей. Считается, что в таком месте нельзя громко разговаривать, сквернословить, смеяться.
Made on
Tilda