В числе первых

Первоначально штат сотрудников ДК «Металлург» формировался в основном из бывших работников клуба XX лет Октября на основании решения завкома КАЗа о передаче клуба им. XX лет Октября со штатом, сметой и инвентарем. Нельзя не отметить образовательный уровень специалистов. Часто, имея за плечами всего лишь 7-летнее образование, это были очень грамотные люди, к тому же закаленные войной. Из автобиографии Валентины Яковлевны Власковой, - кассира ДК с 1958 года, а затем, с 1969 года, зав. постановочной частью (художник-постановщик) народного театра: «Два брата погибли на фронте… Я в 1943 году окончила 7 классов и пошла в школу ФЗО на военный завод. В 1953 году перешла в клуб XX лет Октября…». Валентина Яковлевна отмечена правительственными наградами – медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За трудовую доблесть». 
С момента открытия ДК «Металлург» заведовала детским сектором Колесник Александра Ивановна. В 1946 году Александра Ивановна с отличием окончила два отделения Учительского института в г. Петрозаводске и проработала в г. Кеми преподавателем до 1954 года. Затем была Австрия, куда перевели служить мужа в 1955 году. Через год муж получил назначение в Кандалакшу. На тот момент вакансий в городских школах не было, и в ГОРОНО А. И. Колесник предложили поработать в качестве заведующего детским сектором в клубе им. XX лет Октября. После передачи «двадцадки», 1 февраля 1958 года, между председателем правления ДК «Металлург» Е.И. Потыницыным и А.И. Колесник был заключен трудовой договор о переводе в новый Дом культуры. Месячный должностной оклад при повременной оплате ей устанавливался в 800 рублей при ненормированном рабочем дне. 
В личной карточке Кулинич Александры Александровны в строке «образование» тоже проставлено 7 классов, а вот в строке «основная профессия и специальность» значится: «руководитель танцев». С момента становления «Металлурга» она руководила танцевальным кружком ДК. Родилась Александра Александровна в семье военнослужащих в г. Пскове. В 41-м году, когда окончила 5 классов, умер отец, а в 42-м во время бомбежки погибла мать. Девочка воспитывалась в воинской части. В 48-м приехала к сестре в Мурмаши, а в 50-м переехала в Кандалакшу, имея за плечами опыт руководителя танцевального коллектива в клубе Туломской ГЭС. Здесь она сразу устроилась работать в клуб «XX лет Октября» завкома КАЗ
 

          Боевой директор

13 мая 1960 года на должность председателя правления ДК «Металлург» (директора) по направлению Мурманского облсовпрофа был назначен Панков Геннадий Алексеевич. В списке учебных заведений, которые он окончил, после мурманской средней школы № 17 названы: курсы младших лейтенантов, Высшая школа НКГБ СССР, общевойсковые курсы офицерского состава Забайкальского военного округа и наконец Центральные профсоюзные курсы - факультет культурно-массовой работы. Свою трудовую деятельность Панков начал в 1942 году в качестве литературного сотрудника редакции «Последние известия» Мурманского областного радиокомитета. Через два месяца стал курсантом учебного батальона 112 ЗСП, базировавшегося у нас на Ниве-3. В 43-м он уже младший лейтенант, командир взвода. В 44-м – следователь Полесского ОУНКГБ БССР. Затем в составе советских войск в 1944 – 1946 гг. прошел Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию, Китай. Демобилизовался в звании майора в 1955 году. На момент заключения трудового договора с завкомом Кандалакшского алюминиевого завода Геннадий Алексеевич был награжден орденами «Отечественная война II ст.» и «Красная Звезда»; медалями «За победу над Германией», «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «30 лет Советской Армии и флота». Панков недолго руководил работой «Металлурга». Уже в 1962 году трудовые договоры с новыми работниками ДК заключал другой директор – Евстигнеев Иван Петрович.
 

             Первопроходец

Потылицын Ефим Иванович заслуживает отдельной главы в летописи нашего учреждения, поскольку, первому, как известно, всегда труднее. Однако Ефим Иванович и его команда с первого дня открытия Дома культуры работали профессионально, слаженно, ярко, талантливо. 
Он начинал свою трудовую деятельность в 1920 году учеником в сапожной мастерской, стал мастером, но хозяин мастерской закрыл ее, поэтому пришлось 11-летнему (!) мастеру работать на дому, одновременно самостоятельно осваивать школьную программу за 1 и 2 классы, чтобы поступить в школу, в 3-й класс. Учился в 7-летке и одновременно на курсах киномехаников при красноярском агентстве «Киносибирь». Проработал киномехаником год, затем окончил художественный техникум г. Сталинграда, работал художником рабочего театра Сталинградского тракторного завода и без отрыва от производства учился в театральной студии при Ленинградском пролеткульте, получил специальность артиста (в автобиографии Е.И. Потылицын слово «артист» пишет с заглавной буквы, будто подчеркивает значимость профессии). Биография нашего в полном смысле героя - отражение яркой, удивительной судьбы человека. Сын простых колхозников из далекого села Красноярского края, артист, художник, когда началась Великая Отечественная война, решил, что призвание его может и подождать. Офицер запаса по собственному желанию явился в военкомат и попросился в действующую армию. Демобилизовался в 46-м и оказался по направлению Министерства культуры в Узбекской ССР артистом 1 категории и художником Русского театра. Судьба забрасывала его в различные театры, но в 1953 году Ефим Иванович неожиданно получил приглашение от Кандалакшского районного отдела культуры работать с самодеятельностью. В том же году, распрощавшись с гродненским (Белоруссия) театром, он приехал в наш город. Сначала работал завклубом Нивской ГЭС, в марте 57-го перешел в клуб им. ХХ лет Октября режиссером театра. И в этом же году по предложению завкома КАЗа возглавил правление Дома культуры «Металлург». Работы у первого директора только что открывшегося ДК хватало, нужно было решать много организационных вопросов, связанных со становлением нового учреждения, но своему призванию артиста Ефим Иванович Потылицы не изменил, с его именем связано и появление в «Металлурге» первого театра.


 

         Расцвет театра

В 60-70-е годы Дом культуры «Металлург» профкома Кандалакшского алюминиевого завода набирает обороты. Работают танцевальный, вокальный, хореографический, театральный коллективы. Проводятся лекции-концерты, тематические вечера, кинолектории, вечера отдыха и танцев. В этот период часто меняются руководители Дома культуры: Потыницын, Панков, Кузнецов, Ройд, Евстигнеев. 7 июля 1965 года директор ДК Иван Петрович Евстигнеев заключил трудовой договор с Печеневой Людмилой Васильевной. Значимое для «Металлурга» событие, поскольку с него начинается отчет славной деятельности народного театра ДК. Людмила Васильевна Печенева пришла работать в «Металлург» заведующей постановочной частью народного театра будучи студенткой 4-го курса Ленинградского института культуры им. Крупской. Ее приняли с испытательным сроком и положили оклад – 80 рублей. Из характеристики, подписанной председателем профкома КАЗа Ц.Н. Астовым и директором ДК В.А. Беляевым в 86-м году: «…22 декабря 1966 года переведена режиссёром народного театра. В 1972 году тарификационной комиссией при Мурманском областном управлении культуры Печеневой присвоена 1 категория режиссера-постановщика. За период работы зарекомендовала себя как грамотный специалист, принципиальный работник». За 10 лет работы в народном театре Людмила Васильевна поставила около 30 (!) спектаклей по пьесам В. Кожевникова «Щит и меч», В. Розова «Традиционный сбор», Г. Мамлина «Обелиск» и «Эй ты, здравствуй!», С. Титова «Всем смертям назло» и др. Театр Л. Печеневой постоянно принимал участие в областных и городских конкурсах, получая высшие награды.
 

Все началось с "Металлурга"

60-е годы ДК «Металлург» можно, наверное, сравнить с серебряным веком в русской поэзии. Творческий коллектив пополнялся талантливыми специалистами высочайшего уровня. 4 сентября 1963 года в качестве режиссера народного театра в Дом культуры профкома КАЗа пришла Мартынова Людмила Николаевна. Начинается настоящий рассвет театра, правда, через два года на имя председателя завкома завода приходит письмо из Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в котором учебное заведение ставит в известность о том, что по согласованию с Министерством культуры отзывает свою бывшую студентку для работы преподавателем кафедры театрального искусства. В дальнейшем «металлурговский режиссер» окончила аспирантуру ЛГИТМиКа по специальности "Режиссура и мастерство актера" (научный руководитель - Г.А.Товстоногов). Проходила стажировку в БДТ (1968 - 1983), МХАТе и ГИТИСе (1986). Автор, составитель и редактор научных сборников. Основатель и художественный руководитель Санкт-Петербургского "Классического театра". Доцент актерской кафедры театрального факультета БИЭППа, член союза театральных деятелей, член Дома Ученых Российской Академии Наук. Кандидат искусствоведения. На сайте «Кино-театр.ру» творчеству Людмилы Николаевны Мартыновой посвящена отдельная страничка (http://ftp.kino-teatr.ru/teatr/activist/298790/foto/), там же (http://ftp.kino-teatr.ru/teatr/activist/298790/forum/..) есть воспоминание о Людмиле Николаевне как о режиссере нашего театра.
 

           "Мечтатели"

 Те кандалакшане, чья молодость пришлась на 70-80-е годы, наверняка помнят «Мечтателей»: Владимира Бурикова, Михаила Мигунова, Игоря Голуба и солистку ансамбля Татьяну Ермолаеву. До сих пор, признается Татьяна, нет-нет да спросит кто-то: «Вы ведь «мечтательница»? А однажды таксист не взял денег за проезд с ее «мальчишек» - братьев Виктора и Демьяна Шумковых. Вовсе не потому, что они такие «звезды» – увидел, кто их провожает: «Ваша мама? – Да. – Я ее помню, она в «Мечтателях» пела». Под песни этого вокально-инструментального ансамбля «зажигали» бабушки и дедушки, а то и прабабушки и прадедушки тех, кто сегодня веселится на дискотеках и молодежных вечеринках. Фойе второго этажа «Металлурга», где проходили «танцы под ансамбль», всегда было переполнено. А как старались музыканты! Репертуар постоянно обновлялся. Во многом благодаря Владимиру Бурикову. Он снимал на слух с огромных бобин магнитофона аккорды и партии для инструментов и раскладывал их для своих друзей музыкантов. Сам делал огромные колонки, доставая где-то акустические системы. Голоса расписывала Татьяна Ермолаева. Пели, правда, не все, что хотелось. В те времена существовала жесткая цензура. Коллектив составлял репертуарные планы и отправлял в отдел культуры горисполкома. Им заведовала в то время Диана Вячеславовна Назарова. При отделе была создана специальная комиссия, руководил которой Мирон Мирославович Ильницкий. Он после прослушивания репертуара ставил вето на воспроизведение на широкой публике композиций недостаточного художественного и идейного уровня. К примеру, песни Высоцкого были вообще под запретом, попадали «в опалу» и некоторые песни Осина. Иногда музыканты шалили и исполняли все же на танцевальных вечерах полюбившиеся и уже разученные песни, находящиеся под запретом. Публика за это была только благодарна.
 

Пусть "Юность" будет вечной!

«Не крутите пестрый глобус, не найдете вы на нем той страны, страны особой, о которой мы поем…» 
Строки этой школьной песенки будто написаны про нашу легендарную «Юность» - образцовый самодеятельный коллектив танца с его спутником хореографическим коллективом «Маленькая страна». Это в самом деле и целая страна, и школа, и приводят сюда «мамы впервые за ручку» малышей к высокопрофессиональному педагогу танца Людмиле Евгеньевне Грибановой.
День рождения коллектива – 4 января 1974 года. 43 года назад в этот день молодая выпускница Псковского культурно-просветительного училища (ныне колледж искусств) собрала две взрослые танцевальные группы. Сначала в нее вошли друзья и подруги, бывшие одноклассники и просто знакомые. Постепенно коллектив стал расширяться, появилась детская группа. Интересно, что «Юность» родилась намного раньше – в голове у Людмилы, студентки Псковского училища. Так назывался студенческий ансамбль, в котором она солировала. Мечтала: «Вот создам свой ансамбль, тоже назову его «Юность» и обязательно добьюсь звания народного коллектива». Уже в марте 1977-го года кандалакшская «Юность» стала дипломантом областного конкурса, а в 1981 году воплотилась в реальность и вторая часть мечты хореографа – ансамбль танца «Юность» завоевал звание «Образцовый самодеятельный коллектив». С момента рождения коллектив полюбился землякам, вся его жизнь – это череда концертов, совместных вечеров, побед и достижений. Перед вами фотографии из архива ансамбля танца «Юность» и хореографического коллектива «Маленькая страна».
 

Почти баллада о "Балладе..."

«Не крутите пестрый глобус, не найдете вы на нем той страны, страны особой, о которой мы поем…» 
Строки этой школьной песенки будто написаны про нашу легендарную «Юность» - образцовый самодеятельный коллектив танца с его спутником хореографическим коллективом «Маленькая страна». Это в самом деле и целая страна, и школа, и приводят сюда «мамы впервые за ручку» малышей к высокопрофессиональному педагогу танца Людмиле Евгеньевне Грибановой.
День рождения коллектива – 4 января 1974 года. 43 года назад в этот день молодая выпускница Псковского культурно-просветительного училища (ныне колледж искусств) собрала две взрослые танцевальные группы. Сначала в нее вошли друзья и подруги, бывшие одноклассники и просто знакомые. Постепенно коллектив стал расширяться, появилась детская группа. Интересно, что «Юность» родилась намного раньше – в голове у Людмилы, студентки Псковского училища. Так назывался студенческий ансамбль, в котором она солировала. Мечтала: «Вот создам свой ансамбль, тоже назову его «Юность» и обязательно добьюсь звания народного коллектива». Уже в марте 1977-го года кандалакшская «Юность» стала дипломантом областного конкурса, а в 1981 году воплотилась в реальность и вторая часть мечты хореографа – ансамбль танца «Юность» завоевал звание «Образцовый самодеятельный коллектив». С момента рождения коллектив полюбился землякам, вся его жизнь – это череда концертов, совместных вечеров, побед и достижений. Перед вами фотографии из архива ансамбля танца «Юность» и хореографического коллектива «Маленькая страна».
 

Учитель продолжается в учениках

Для многих выпускников ансамбля танца «Юность» хореография стала профессией. Преподаватель Людмила Евгеньевна Грибанова перечисляет: «Инесса Александрова окончила КПУ, потом училась в творческой мастерской, преподавала танцы в Америке; Галина Цюпка до сих пор танцует в шоу-балете, сейчас в Эмиратах; Алена Крюкова – хореограф, окончила институт культуры; Марина Стою преподает в Зеленоборском, руководитель образцового коллектива, известный всем Александр Могилев… Учатся на хореографов в Московском институте культуры Даниил Кольцов и Анна Новожилова. И, конечно, мои помощники Лариса Северинова и Ольга Белая – они с «Юностью» не расстаются до сегодняшнего дня.​
 

Один из филиалов Дворца

                                                      СДК н.п. Белое Море
К моменту торжественного открытия - 7-му ноября 1978 года - это учреждение культуры называлось "Нефтяник", оно состояло на балансе перевалочно-распределительной нефтебазы. Зал на 150 мест, просторное фойе, комнаты для кружковой работы... Все было сделано добротно строителями передвижной механизированной колонны треста "Апатитстрой". "Очень надо, чтобы не поселились здесь запустение и уныние", - писала в ноябре 78-го газета "Кандалакшский коммунист". Будто в ответ СДК п. Белое Море начал активную творческую деятельность. Продолжается она и до сих пор.
Фото из архива ДК "Металлург".
 

© 2015 МБУ "ДК "Металлург"